КОРОТКО ОБ АУТИЗМЕ
Раннее детство-это особенный период в жизни ребёнка, когда происходит его стремительное психическое и физическое развитие-основа и потенциал дальнейшего формирования и становления ребёнка как личности. К сожалению, в ряде случаев в силу тех или иных причин происходит задержка развития с дальнейшим нарушением адаптации ребёнка к окружающей среде. Одним из видов общих нарушений развития являются аутистические расстройства.
Аутизм (от греческого autos — “сам”) был впервые описан американским психиатром Л.Каннером и австрийским педиатром Х.Аспергером. Данным термином обозначается особенность расстройства-выключенность человека из системы социальных взаимодействий. Л.Каннером ранний детский аутизм был отнесён к расстройствам шизофренического спектра.
Более чем у половины детей с аутизмом обнаруживаются функциональные мозговые расстройства, эпилепсия, умственная отсталость, что указывает на органическую природу РДА. При этом, причиной развития аутизма является нарушение созревания структур и взаимосвязей между отделами головного мозга, которое начинается до рождения и наиболее отчётливо проявляется в конце младенческого периода, что в дальнейшем приводит к отставанию в развитии. Аутизм в 3-5 раз встречается чаще у мальчиков, чем у девочек, а также в 50 раз чаще среди родственников. Кроме того имеется взаимосвязь со специфическими генетическими синдромами. Данные факторы свидетельствуют о генетической природе РДА. Поэтому необходимо медико-генетическое консультирование семей, имеющих детей, больных аутизмом, с определением риска повторного рождения детей в дальнейшем. Таким образом среди причин развития аутизма в настоящее время выделяют две концепции-патология нервной системы и «поломка» в генетическом аппарате.
При раннем детском аутизме (РДА, синдром Каннера) начальные признаки могут проявиться уже на первом году жизни в виде отсутствия ответной улыбки при приближении лица, контакта взглядом, выразительных движений. В дальнейшем в клинической картине аутистического синдрома при РДА наблюдаются следующие проявления:
-
неспособность к формированию общения, диалога, игры;
-
монотонно-однообразный тип поведения, ребёнок может быть как возбудим, так и спокоен, не реагируя на обстановку вокруг него ;
-
патологическая близость с родными (матерью);
-
страх перед чем-то новым;
-
характерный специфический взгляд, обращённый вовнутрь себя, взгляд мимо;
-
механически повторяющийся движения (включение-выключение, открывание-закрывание, верчение вращающей ся части игрушки), тенденции к стереотипиям, ходьбе на цыпочках;
-
речевые навыки могут не развиваться при начале аутизма в грудном возрасте, могут утратиться или качественно измениться в сторону отставания при его начале в раннем детском возрасте;
-
речь не направлена к собеседнику, чаще носит эхолаличный, бессвязный характер с наличием фраз-штампов, коротких фраз с нарушенным грамматическим строем, ответы на вопросы могут носить бессмысленный характер.
Результатом становится отставание в интеллектуальном развитии.
При наличии у ребёнка аутистических расстройств необходим комплексный подход к данной проблеме, т.е. проведение коррекционно-развивающей работы по специализированным программам (занятия с логопедами, дефектологами), купирование неврологической симптоматики. В последнем аспекте наиболее эффективно проведение реабилитационных курсов микротоковой рефлексотерапии, т.е. воздействие на биологически активные точки низкочастотными импулисами, что в свою очередь способствует повышению компенсаторных возможностей нервной системы через активацию образования нервных взаимосвязей и дозреванию структур в головном мозге. Клинически эффект от лечения выражается повышением внимания и понимания обращённой речи, ребёнок начинает отвечать на вопросы по смыслу, в речи чаще использует местоимение «Я», начинает выполнять заданные инструкции, становится более контактен, улучшается мелкая моторика (пытается застёгивать пуговицы, рисовать геометрические фигуры), крупная мотрика (начинает прыгать на двух ногах, увереннее подниматься и спускаться по лестнице). После эффективного длительного лечения и коррекции у таких детей могут долгое время сохраняться особенности поведения, носящие аутистические черты, т.е. аутизм трансформируется для ребёнка в положительную сторону, в более мягкую форму, что помогает ему лучше социализироваться и адаптироваться к необычному для него окружающему миру.
Запись на первичную консультацию по телефонам в Саратове (8452) 740-250, 791-893.
О противопоказаниях консультируйтусь у врача
Чем раньше начато лечение -тем выше восстановительные способности детского организма!